История школы

Диево-Городищенская школа была построена в 1843 году, сначала она была земским училищем. Здание школы каменное, двухэтажное. На здании можно увидеть прямоугольные, круглые и ромбовидные ниши.

К 1861 году в селе была сильная крестьянская община. Основными видами деятельности были торговля, ремесло, переработка сельскохозяйственной продукции и обработка земли. Достаточно высокое экономическое развитие села требовало грамотных работников. Поэтому богатые люди были заинтересованы в строительстве школы и развитии образования. В 1897 году была открыта бесплатная народная библиотека, к 1901 году работали церковно-приходская и земская школы.

Церковно-приходская школа в селе Диево-Городище относилась к Смоленской церкви села. Она находилась в двухэтажном деревянном доме, и в 1912 году в ней училось 33 мальчика и 37 девочек. На содержание школы выделялось 50 рублей.

Земская школа относилась к Троицкой церкви. Она расположилась в двухэтажном кирпичном доме. Там училось 120 мальчиков и 84 девочки. На содержание школы выделялось 85 рублей. По тем временам это были большие деньги. С утверждением советской власти школа была преобразована в семилетнею. Известны имена директоров, которые руководили нашей школой сначала ее основания. В 1925 году руководил Толовщиков Николай Иванович, в1926 году Филогриевский Вячеслав Сергеевич. Современники, живущие сейчас в селе и разъехавшиеся по всей стране, помнят директора школы Флоровского Александра Васильевича. Он руководил школой с 1939 по 1959 годы. Его дочь, Флоровская Галина Александровна, проработала много лет в нашей школе учителем географии. Многие помнят Усилова Михаила Александровича, который проработал с 1933 по 1939 и с 1961 по 1968. Его жена, Усилова Юлия Ивановна, была учителем немецкого языка и директором детского дома, организованного в годы войны для Ленинградских детей.

 В 1923 году Усилова Юлия  Ивановна с подругой и сестрой создали пионерскую организацию в школе. Был свой пионерский клуб, туда принимали только тех, кто хорошо учился и хорошо себя вел. Пионеры занимались с неграмотными, учили их читать и писать, устраивали антирелигиозные вечера. В селе была организована коммуна. Пионеры помогали в борьбе с кулаками, ставили спектакли, выпускали стенгазеты. Пионеров тогда  в классах было мало, человек по пять-семь. Флага и барабана не было, потом купили пионерское знамя. Они помогали колхозу, но при школьном выращивался для колхоза новый сорт картофеля «Лорх». Сажали даже арбузы и тыквы. Развели прекрасный цветник, в этом им помогала учительница биологии Витальская Е.Н.. Была создана пионерская комната. Шефствовали пионеры над детским садом, особенно в посевную и уборочную. Комсомольцы проводили собрания, у них была своя форма: сатиновые юбку, синие блузки и красные платочки. Агитбригада готовила концерты и ездила с выступлениями по деревням на лошадях:  в Левашово, в Малые Соли, в Некрасовское. Устраивали и платные концерты, на эти деньги потом ездили в г. Ярославль на экскурсии.

 В годы войны пионеры помогали одиноким женщинам, у которых мужья погибли на войне, оставались с их детьми, когда матери были на работе, носили воду, кололи дрова, топили печи и многое другое. 

24 июля 1941 года был выпущен «Боевой листок №1» в нем говорилось о том, что ребята должны уделять исключительное внимание военно-физической подготовке: закаляться телом и духом, быть всегда и везде подтянутыми, дисциплинированными, вежливыми, обладать в совершенстве военными знаниями. Но так же не мало важно быть культурным человеком с большими прочными знаниями в разных областях. Многие призывы и слова можно было бы адресовать и современным ученикам. И хотя прошло много лет, перед нашим поколением стоят похожие задачи, быть культурным и образованным человеком. Ребятам приходилось много работать: выращивали гусей, уток, кроликов, ухаживали за ними самостоятельно. Школа часто занимала первое место среди средних школ в общей работе.

Этими воспоминаниями поделились с нами бывшие учащиеся и учителя Диево-Городищенской школы. Так же в архивах хранится много фотографий и альбомов с воспоминаниями. Для каждого из учеников это воспоминания его собственной жизни, но вместе эти воспоминания являются страничками истории нашей школы.    

Страница обновлена 28.11.2019